История ГИТ

Первым документом, учредившим Особую инспекцию труда, было высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 01 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» (Собр. Указ. 1882 г. Июня 29, ст. 426). Данным документом с 1 июля 1882 года учреждались должности Главного Инспектора и четырех Окружных Инспекторов, определялись их полномочия. Так, на инспекторов возлагалось наблюдение за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих и о посещении ими начальных училищ, а также составление, при участии чинов местной полиции, протоколов о нарушениях упомянутых постановлений и их передача в подлежащие судебные установления. Кроме того, инспекторы выступали в суде с обвинениями виновных в совершении ими означенных проступков.

Позже (с 1 сентября 1886 года) было дополнительно введено десять новых должностей Помощников Окружных Инспекторов, которые были распределены по губерниям.

Высочайшим утвержденным мнением Государственного Совета от 03 июня 1886 г. (Собр. Указ. 1886 г. Июня 15, ст. 639) были утверждены «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих».

В соответствии с данными правилами надзор за соблюдением на фабриках и заводах должного порядка возлагался на местное губернское начальство и осуществлялся им при содействии Губернских по фабричным делам Присутствий, чинов фабричной инспекции и полиции. На фабричную инспекцию, независимо от обязанностей по надзору за исполнением постановлений о работе и обучением малолетних рабочих возлагалось:

  • наблюдение за исполнением фабрикантами и рабочими Правил, определяющих их обязанности и взаимные между ними отношения;
  • возбуждение преследования, а в надлежащих случаях - и обвинение в суде виновных в нарушении Правил.

Чины инспекции о замеченных ими нарушениях Правил составляли протоколы и передавали их в Губернские по фабричным делам Присутствия, Мировым Судьям или Судебным Следователям, по принадлежности.

Следует отметить, что пункт 12 вышеназванных правил предусматривал, что чины городской и уездной полиции сообщают фабричной инспекции о всех, дошедших до сведения полиции, случаях нарушений порядка и благоустройства на фабриках и заводах и оказывают инспекции должное содействие. (К сожалению, действующее сегодня законодательство не содержит аналогичной нормы и вопросы взаимодействия федеральной инспекции труда и органов МВД не урегулированы, несмотря на то, что участие правоохранительных органов в ряде проверок, проводимых инспекциями труда, необходимо).

В 1913 году был принят Устав о промышленном труде (Свод законов Российской империи (т. II, ч.2, изд. 1913). В него вошли Устав о промышленности и Горный устав 1893 г., закон о рабочем времени 1897 г., законы о вознаграждении рабочих за увечье и о старостах в промпредприятиях 1903 г., о страховании рабочих от несчастных случаев и болезни 1912 г. Однако, первым разделом Устава стал раздел «О надзоре за промышленными предприятиями». Уставом, в частности, устанавливалось, что действие инспекции распространяется на рабочих фабричных, горных и горнозаводских предприятий, но из их числа исключались казенные заводы.

С приходом Советской власти ситуация координально меняется. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 17 мая 1918 года «Об учреждении инспекции труда» были упразднены Фабричная и Горная инспекции, учреждена инспекция труда, которая находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов и имела целью охрану жизни, здоровья и труда лиц, занятых какой бы то ни было хозяйственной деятельностью и распространялось на всю совокупность условий жизни грудящихся как па местах их работы, так и вне этих мест.

Постановлением Наркомтруда РСФСР от 10 июля 1918 г. был утвержден «Наказ инспекции труда», регламентирующий деятельность инспекции. В том же году создается орган по надзору за техникой безопасности. Этот надзор на предприятиях возлагался на отдельных лиц. которые вскоре стали именоваться техническими инспекторами.

Первоначально в Советской России инспекции труда не применяли к нарушителям мер какого-либо воздействия. Однако, в целях усиления надзора и придания большей значимости инспекторам труда, 3 мая 1924 года было принято Постановление СНК РСФСР «О порядке привлечения инспекторами труда нанимателей к ответственности за несоблюдение постановлений, направленных на охрану жизни и здоровья трудящихся». Постановлением устанавливалось, что инспекторы труда могут в административном порядке направлять дела о нарушениях нанимателями законоположений по труду в губернские исполкомы для наложения на них штрафа, за исключением случаев, когда эти нарушения преследуются в уголовном порядке. Перечень постановлений и распоряжений, за нарушение которых технический инспектор труда мог привлекать нанимателей к административной ответственности, был утвержден Постановлением Наркомтруда РСФСР от 24 ноября 1924 г.

В 1933 году произошло слияние Наркомтруда с ВЦСПС и их органов па местах. Поскольку профсоюзы были созданы по отраслевое принципу, эту же структуру приобретают и инспекции груда - они организуются при всех отраслевых центральных комитетах профсоюзов. Когда же Минтруда и ВЦСПС были разделены, инспекции труда остались в ведении последнего. Таким образом государство передаст функции контроля и надзора в сфере труда профсоюзам и до 1994 года в России существуют только технические и правовые инспекторы труда ЦК профсоюзов, осуществляющие общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.

Следует отметить, что ВЦСПС, будучи организацией многочисленной, финансово обеспеченной и политически значимой, успешно выполняла задачу осуществления контроля в сфере труда.

С этой целью 26 августа 1966 г. Постановлением ВЦСПС было утверждено Положение о техническом инспекторе труда, в котором были закреплены новые полномочия инспектора труда.

Так, впервые инспектору было предоставлено право запрещать работу па отдельных производственных участках, стайках и машинах, если обнаружены недостатки, в результате которых может быть причинен ущерб здоровью работающих. Решением соответствующего отраслевого профсоюзного комитета, на основании представления инспектора труда, могло быть закрыто предприятие, либо крупный цех.

С 1976 года правовые и технические инспектора труда получили право самостоятельно применять меры административного воздействия (штраф) к должностным лицам, виновным в нарушении законодательства о труде и охране труда. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13.10.76 № 4606 - IX «Об административной ответственности за нарушение законодательства о груде и правил по охране труда»).

Законом РФ от 25.09.1992 г. № 3543 - 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о груде РСФСР» текст ст. 244 КЗоТ РФ был изложен в редакции, закрепляющей право осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране груда за профессиональными союзами, а также состоящими в их ведении технической и правовой инспекциями труда согласно положениям о них.

Почти в то же время в России происходят координальные изменения политического, экономического и социального характера. Эти изменения повлияли и на состояние профессиональных союзов: их численность резко сокращается, они теряют свою силу, значимость и влияние. Осуществление профсоюзами функций надзора и контроля в сфере труда сводится к минимуму.

В этих условиях установление государственного контроля и надзора в области социально-трудовых отношений становится необходимостью.

В целях обеспечения гарантии конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, Указом Президента РФ от 04.05.94 г. № 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляется Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда Российской Федерации (Гострудинспекции) и подведомственными ей госинспекциями труда на местах, Указом также были закреплены основополагающие права госипспекторов труда и принципы организации деятельности Рострудинспекции.

В целях обеспечения деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Указом Президента РФ № 1504 от 20.07.1994 г. было утверждено Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Гострудинспекции). В Положении закреплялись конкретные задачи, функции, полномочия, порядок организации и обеспечения работы инспекции и ее работников,

Приказом Федеральной инспекции труда от 29.12.94 г, № 35-25 были образованы Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, а приказами от 20.01.95 № 1 N25, от 15.02.95 г. № 2 и от 20.02,95 г. № 3 - Государственные отраслевые инспекции труда на воздушном, водном и железнодорожном транспорте.

Следует отметить, что федеральная инспекция труда была образована при Минтруде России, но не входила в структуру министерства и не имела статуса государственного органа. Соответственно па сотрудников данной организации не распространялся статус государственных служащих. Изменения в данном вопросе последовали после принятия Федерального Закона от 11.04.98 г. № 58-ФЗ, которым были ратифицированы Конвенция Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда» и Протокол 1995 года к этой Конвенции.